24 января не только в России, но и в других странах вспоминают казаков и казачек, погибших во время гражданской войны 1917–1922 годов. В этот день в православных храмах молятся о казаках, погибших в годы массовых репрессий и во время вынужденной эмиграции.
За столетия жизни на границах у казаков сложилось крепкое общество со своими устоями, традициями, с верой в Бога, царя и Отечество. При этом они были отлично организованы, поголовно вооружены и превосходно обучены владеть оружием. Сформировалась и позиция военной демократии. Высшим органом власти с тех времён и по сей день является казачий круг, решающий или утверждающий самые важные вопросы.
В России до 1917 года довольно компактно (по территориям 12-ти казачьих войск) жило более 6 млн казаков. Они относительно спокойно встретили падение самодержавия, сыграла свою роль усталость от затянувшейся Первой мировой войны. Вызвал одобрение и большевистский Декрет о мире. Советская власть также изначально стремилась избежать конфликта с казачеством, представлявшим собой значительную военную силу.
Однако уже в феврале 1918 года начались столкновения. Идеи большевизма, направленные на разрушение устоев, поругание православной веры, на истребление казачьего субэтноса, были неприемлемы для казаков. Люди, веками учившиеся военному делу, не могли спокойно принять ситуацию. Поэтому казаки стали неудобны новой власти. Идеологи мировой революции объявили казачество опорой самодержавия, контрреволюционным сословием. При этом мнения самих казаков, верой и правдой служивших Отечеству на протяжении не одного столетия, никто не спрашивал.