Главная Новости Как традиционно встречали Рождество на Руси и в Красноярском крае?

Как традиционно встречали Рождество на Руси и в Красноярском крае?

06 Января 2023

«АиФ на Енисее», Анна Наумова: - Практически во всём мире главный праздник - Рождество. От мала до велика его почитают и ждут. У нас же Новый год - нерелигиозный праздник. Почему?

Нелли Новосёлова: - В этом нет ничего удивительного. Ведь на протяжении XX века велась усиленная борьба со всякой религиозностью. Началось это в 20-е годы: рушили церкви, убивали священников, отправляли в лагеря массы людей - за религиозные воззрения... Опасно и страшно было не только отмечать Рождество, даже упоминать о чём-то подобном. Хотя некоторое время празднества могли себе позволить люди в глухих деревушках, например Кежемского, Богучанского районов. В крупных поселениях же были специальные уполномоченные, которые отслеживали нарушителей анти­религиозной политики. Да и Новый год, к слову, тоже был под запретом. Его официально стали отмечать только в 30-е. А Рождество - лишь в 90-е…

- Как 100 лет назад в Сибири праздновали Рождество? И чего не хватает в современном празднике?

Наш край очень неоднороден. Люди в Сибирь съезжались из разных губерний, поэтому нередко сталкивались абсолютно противоположные фольклорные традиции. До революции на севере нашего края отмечали Рождество очень тихо.

С 28 ноября по 6 января соблюдали Филипповский пост, 6 января «вечеряли», то есть собирались семьёй, ужинали и ложились спать. Считалось, что в это время гуляет нечистая сила, поэтому выходить на улицу, устраивать гуляния было не принято. А вот в центральных и южных районах края отмечали совершенно по-другому - весело, с размахом. Колядовали, пели поздравительные песни, было множество обрядов.

По легенде Иисус Христос родился в хлеву, поэтому во многих белорусских сёлах нашего края в оформлении праздничного стола присутствовал элемент хлева: застилали стол белой скатертью, а под неё клали солому. Потом её не выбрасывали: она ассоциировалась с божественным присутствием и имела магические свойства. Её использовали в гадании: вытягивали по очереди - чья соломинка длиннее, тот будет счастливее. А если длинную вытаскивал старший, значит, будет хороший урожай. А также клали в хлев к животным, чтобы уродился здоровый скот. А вот в селе Мина Партизанского района в дом заносили целый сноп.

Вечернее колядование было в основном в белорусских и украинских сёлах - их немало в Красноярском крае. На улицу выходили взрослые и с рождественской звездой обхаживали дворы. Пели песни, желали хозяевам здоровья «коровьего, овечьего, а потом и человечьего».

А вот в Енисейске в основном жили казаки. И они на свой лад пели былину «Илья Муромец на соколе-корабле», вставляя припев «Виноградье красно-зелёное моё».

Уже после рождественской ночи, рано утром, ребятишки выбегали на улицу и пели так называемые «славы», то есть славили великий праздник. «Пришла коляда / Накануне Рождества. / Зароди, Боже, пшеницу / На бычка и на телицу, / И на чёрную ягницу. / А хозяйке - блинка, / А хозяину - сынка. / С праздником вас, / Хозяин с хозяюшкой».

 Такую славу мы записали в Емельяновском районе. Посмотрите, мотивы этой песни совершенно практичные, просят о хозяйском благополучии. С одной стороны, Рождество - христианский праздник, день, когда родился Иисус Христос, с другой - колядки - отголосок язычества, они основаны на вере в магию слова и силу действий. Что скажем, то и сбудется. Как начнём год, так его и проведём.

- После Рождества шли Святки. Что в это время делали в Сибири?

Считалось, что в период зимнего солнце-ворота стиралась грань между земным и иным миром. А иной мир - это обратная система координат. Поэтому была пора ряженых и гаданий. Рядились в основном в животных: делали маски коня или кобылки, медведя - а иногда даже изображали покойников. В белорусских сёлах нашего края рядились в козу. Коза прыгала, плясала и вдруг падала - умирала. «Дайте нашей козе сала, чтобы наша коза встала!» - кричали ряженые. Хозяева должны были чем-нибудь угостить, только тогда тотемное животное оживало. Эта, казалось бы, невинная забава иллюстрирует миф об умирании и возрождении солнца - источника жизни для всего живого.

Ещё один распространённый образ - покойник. Надевали на себя простыню, маску из берёсты или чулок. Считалось, что в это время предки приходят из иного мира в образе тотемных животных и образе умерших. Также мужчины переодевались в женщин, женщины - в мужчин. В этой жизни ты бедный крестьянин - там барин. Здесь мужчина - в том мире будешь женщиной.

- Как думаете, нужно ли нам возрождать былые традиции? И получится ли это?

Нация без традиций и культуры - Иван, не помнящий родства. Радует, что сейчас наметился поворот к возрождению. Конечно, ту обрядность, которая существовала ещё в начале XX века, мы не вернём. И это закономерно. Очень многое выпало из нашей жизни: ушла вера в магические знания, да и хозяйство уже мало кто держит… В Тасеевском районе был такой обряд: туго наматывали клубки шерсти, клали их под иконы, чтобы овцы хорошо котились. Актуально ли это сейчас?

В то же время любой обряд имеет ещё и эстетическую, коммуникативную стороны - общее переживание объединяет людей. Может быть, на этой основе какие-то обряды и возродятся.

К слову, во многих городах проходят празднования Масленицы, Рождества, Ивана Купалы. Особенно это важно для детей: если они почувствуют свою причастность к родной культуре, то уже никогда не будут относиться пренебрежительно к родине, своей истории, литературе. Нужно воспитывать национальное самоуважение.

Материал: Аргументы и Факты на Енисее.

https://krsk.aif.ru/amp/ny/1072970

Политика конфиденциальности
Top.Mail.Ru