Великий христианский праздник установили в VIII веке по сохранившимся древним церковным преданиям. Торжество относится к двунадесятым или 12 главным православным церковным праздникам, которые посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
История возникновения праздника впервые была описана в неканонических книгах — греческом Протоевангелии Иакова и латинском Евангелии псевдо-Матфея. По преданиям, родители Богородицы, Иоаким и Анна, долгое время не могли завести детей. Супруги усердно молились и на старости лет дали обет: если у них родится ребенок, то они посвятят его Богу. Их просьба была услышала, и в скором времени у Иоакима и Анны родилась дочь Мария, которой было предрешено стать материю Иисуса Христа.
Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням - отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?
В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному "лестница", синоним ему. Это слово "лествица", означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо вспомнить, каким было рождение Матери Христа. А оно было необычным, чудесным. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета (сейчас север Израиля). Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву - свой дар Богу. Книжник - то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона - публично отверг ее. Дело в том, что в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких "греховных" людей было бы неверно. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма, он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны, конечно, дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией". На древнееврейском Мария означает "возвышенная, превознесенная".
Согласно данному обету Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм.
Тут и свершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в "Святая Святых" - место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год - когда приносили в "Святая Святых" жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены - девочку, столь отзывчивую к Святыне оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет. Встреча с Богом - это всегда не только Его призыв к нам - часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом - это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу.
"С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, - говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности". До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя. оставались считаные годы… А пока в "таинственной глубине" Божьего дома - храма, детски чистая, чуткая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала…
День Введения во храм Пресвятой Богородицы, часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. "Привести в Храм - это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта", - говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает много искренности, чистоты и ясности.